О состоянии объектов размещения ТБО и их государственной регистрации на территории Ульяновской области

О состоянии объектов размещения ТБО и их государственной регистрации на территории Ульяновской области

О состоянии объектов размещения ТБО и их государственной регистрации на территории Ульяновской области

О состоянии объектов размещения ТБО и их государственной регистрации на территории Ульяновской области


Госэкоконтроль ведёт учёт всех объектов размещения отходов на территории Ульяновской области. На начало 2010 г. в области учтено 319 объектов размещения ТБО (в том числе несанкционированных – 161) общей площадью 660 га: из них всего 5 полигонов – г. Ульяновск (у сёл Баратаевка, Красный Яр и Большие Ключищи), г. Димитровград и г.Инза. Остальные объекты для размещения ТБО, именующиеся полигонами, по сути, такового статуса не имеют. Законсервированных (неиспользуемых) объектов в этом списке – 36. Количество объектов размещения отходов производства и потребления по сравнению с 2008 годом немного увеличилось (с 314 объектов).


Кроме того, на территории населённых пунктов и прилегающей к ним территории имеется 209 несанкционированных свалок (помоек) бытового, строительного и промышленного мусора на общей площади 370 га.


Федеральным законом 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что с 01.01.2010 запрещается размещение отходов на объектах, не внесённых в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - Реестр). То есть, до указанного срока должны были быть внесены в Реестр все объекты размещения отходов производства и потребления, а также биологических отходов.


Этим же законом определены требования к объектам размещения отходов: наличие разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами, наличие положительного гидрогеологического заключения и положительного заключения экологической экспертизы, ведение мониторинга окружающей среды, контроль собственниками за состоянием окружающей среды после окончания эксплуатации объекта, внесение объекта в Реестр.


В настоящий момент лицензию на размещение ТБО имеют 13 объектов размещения бытовых отходов: 3 – в Ульяновске, по одному в Димитровграде, Барышском, Вешкаймском, Инзенском, Кузоватовском, Новоспасском, Сурском, Тереньгульском, Цильнинском и Чердаклинском районах.


Следовательно, на остальных свалках ТБО в поселениях и райцентрах, следуя букве закона, отходы размещать нельзя. Известные альтернативные варианты в связи с близостью к ульяновским объектам размещения отходов имеются у г. Новоульяновска и Ульяновского района. А вот куда будут размещать свои отходы остальные 10 районов – большой вопрос.


Следует отметить, что до настоящего времени порядок ведения Реестра объектов размещения отходов уполномоченным Правительством РФ федеральным органом не определён. Поэтому вести речь о немедленном и безоговорочном закрытии всех объектов, не включённых в Реестр, пока преждевременно. Но, такое временное послабление муниципалитетам необходимо срочно использовать для решения всех вопросов со своими объектами размещения отходов. На деле же этого, к сожалению, не происходит.


В 2009 - 2010 годах Госэкоконтролем проведены проверки 43 администраций муниципальных образований Ульяновской области, из них 13 – муниципальных районов и городов, 18 – городских и 12 сельских поселений. Выявлено нарушений - 210, выдано предписаний - 40, наложено штрафов на сумму 82 тыс. рублей. В 2010 году начаты проверки выполнения администрациями поселений ранее выданных предписаний, проведено 6 внеплановых проверок; результат – в 5-ти поселениях предписания инспекторов не выполнены, дела направлены в суд для привлечения руководителей к ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ и выданы новые предписания.


В ходе проверок выявлены следующие типичные нарушения:

  • отсутствие у муниципальных районов программ по охране окружающей среды, предусматривающих ликвидацию свалок, организацию раздельного сбора отходов по видам и организацию временных мусоросборных или мусороперегрузочных площадок, а у кого таковая имеется - прослеживается цепочка нефинансируемых из местного бюджета мероприятий по охране окружающей среды;
  • наличие на территории поселений несанкционированных (стихийных) мест размещения отходов;
  • отсутствие у администраций, как юридических лиц, проектов нормативов, а также разрешений на сброс и выброс загрязняющих веществ, утверждённых лимитов на размещение отходов;
  • отсутствие у руководителей обязательной профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды;
  • практически все администрации сами имеют задолженность перед бюджетами по плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  • на всех существующих в муниципалитетах свалках ТБО нарушаются экологические требования к объектам размещения отходов.

По инициативе органов прокуратуры, с участием Госэкоконтроля решениями судов за несоответствие экологическим требованиям только за 2008 - 2009 годы в области были закрыты 32 поселенческие свалки (19 – в Старокулаткинском районе, 9 – в Карсунском районе, по одной в Новоульяновске, Старой Майне и с.Тетюшском Ульяновского района). В 2007 году прекращено захоронение отходов на Ишеевском полигоне ТБО. И надо отметить, что процесс закрытия несанкционированных свалок решениями судов продолжается и в 2010 году.


Конечно, для решения проблемы утилизации бытовых отходов необходимо выделение немалых финансовых средств. Но нужно учесть, что в 2009 году от платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет Ульяновской области поступило без малого 50 млн. рублей, столько же поступило и в муниципальные бюджеты. При этом, усилиями кустовых инспекторов Госэкоконтроля, в 2009 году практически во всех муниципальных образованиях поступление платы увеличилось (за исключением г.Ульяновска и г.Новоульяновска, где платежи снизились из-за снижения объёмов производства крупнейших градообразующих предприятий).


Федеральным законодательством полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов возложены на органы местного самоуправления.


Поэтому, предлагаю обратить внимание муниципальных районов на необходимость предусматривать направление средств, поступающих в бюджеты от платы за негативное воздействие на окружающую среду, в полном объёме для финансирования природоохранных мероприятий.


А в связи с существующими полномочиями в сфере отходов, муниципалитетам в первую очередь средства необходимо направлять на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок, приведению действующих свалок в соответствие с экологическими и санитарными требованиями и строительство новых полигонов ТБО.



Председатель Комитета по
государственному контролю в сфере
природопользованию и охраны
окружающей среды Ульяновской области                                                    К.А.Зонов


Возврат к списку

Реестр лицензий: Ульяновская область


















Территориальная схема обращения с отходами   пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ 415-пїЅпїЅ