Новости

Новости

14.12.2012

Интервью А.Ф. Павлова журналу "Вестник Московского антикоррупционного комитета" при Московской торгово-промышленной палате

Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области А.Ф. Павлов устанавливает партнерские отношения с различными органами и организациями, участвующими в реализации государственной антикоррупционной политики как в масштабе отдельно взятого субъекта Российской Федерации, так и в масштабе всей страны. Соглашение о сотрудничестве между региональным Уполномоченным и Московским антикоррупционным комитетом при Московской торгово-промышленной палате (МАКК) было подписано летом 2012 года.

Официальный визит председателя МАКК М.Р.Юсупова и редактора журналов «Вестник Московского антикоррупционного комитета» и «Противодействие терроризму - проблеме XXI века» Министерства иностранных дел РФ, заведующего кафедрой Российского университета дружбы народов, доктора экономических наук А.П.Вихряна в Ульяновскую область состоялся 7 декабря 2012 года в рамках подписанного Соглашения и в преддверии Международного дня борьбы с коррупцией. В ходе этого визита подробно освещались направления сотрудничества гсударственных органов Ульяновской области с представителями МАКК при Московской торгово-промышленной палате для решения задач государственной антикоррупционной политики.

Одной из наиболее важных задач сегодня является широкое вовлечение в работу по профилактике коррупции не только инициативных и квалифицированных граждан, представляющих институты гражданского общества и некоммерческих организаций, но и представителей бизнеса, предпринимателей. Это необходимо, чтобы обеспечить обоюдовыгодное сотрудничество в предовтращении взяточничества, мздоимства чиновников и злоупотребления ими своим служебным положением в органах государственной власти с одной стороны, и повышении прозрачности частно-государственного партнерства, росте доходности предпринимательской деятельности - с другой.

Об этом и многом другом идет речь в интервью Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области А.Ф. Павлова, которое опубликовано во втором номере журнала "Вестник Московского антикоррупционного комитета". Сегодня мы публикуем содержание этой беседы на страницах нашего сайта.

- Александр Фёдорович, каким образом, на Ваш взгляд, бизнес и институты гражданского общества могут совместно участвовать в противодействии коррупции?

Александр Павлов: Защищая свои общие интересы, а именно: выявляя факты недобросовестной конкуренции, сговора при организации торгов и закупок для государственных и муниципальных нужд, нарушений порядка выделения субсидий. Их совместное участие может проявляться и в подготовке проектов поправок к нормативным актам, устраняющим коррупционные «дыры», или же в участии в работе советов и комиссий по профилактике коррупции, обучении предпринимателей принципам честного ведения бизнеса и др. Форм взаимодействия очень много. Бизнес обладает финансовым ресурсом, а общественность располагает ресурсом человеческим, поэтому объединение усилий этих двух групп может принести очень неплохие результаты, в том числе, в сфере профилактики коррупции.

Так, деятельность Московского антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате и некоторых других организацией - немногие примеры удачного сотрудничества этих двух составляющих российского общества. В развитых демократических государствах третий сектор поддерживается как за счет государства, так и за счет частных пожертвований, и результаты их взаимодействия налицо. Российское государство ежегодно вкладывает миллионы рублей в поддержку некоммерческих организаций (НКО), но практика финансирования гражданских проектов со стороны бизнеса пока не набрала нужные обороты. На мой взгляд, российский бизнес еще не в полной мере осознал значение и потенциал институтов гражданского общества в организации и проведении общественного контроля, реализации полезных инициатив по повышению прозрачности ведения предпринимательской деятельности. Уверен, что уже скоро такой момент наступит.

Социологи утверждают, что подавляющее большинство российских предпринимателей устало от непрозрачных правил ведения бизнеса и желало бы установления четких правил взаимодействия с представителями власти, наделенными разрешительными полномочиями. А сделать это в одиночку бизнесу не под силу - нужна поддержка общественности. В этом контексте союз гражданского общества и бизнеса мог бы быть подкреплен активным участием бизнеса в сети Глобального договора ООН в России по 10 принципу. Согласно указанному Принципу деловые круги публично обязываются противостоять всем формам коррупции, включая вымогательство и взяточничество, и подкрепляют данное обязательство практическими делами, в том числе, оказывая финансовую поддержку НКО, занимающимся антикоррупционной политикой.

- Какие конкретные меры предпринимает Ваш Аппарат для устранения коррупционных проявлений в Ульяновской области? Какие антикоррупционные инструменты при этом используются?

Александр Павлов: Большая часть инструментов определена областным законом о противодействии коррупции. Кстати, 12 июля текущего года была утверждена новая редакция этого закона, разработанная с нашим участием. Перечень антикоррупционных механизмов дополнился рядом новых мер, в числе которых хотелось бы выделить антикоррупционный анализ проектов нормативных правовых актов Ульяновской области.

Как Вы знаете, федеральное законодательство установило требование ко всем государственным и муниципальным органам проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов в процессе их подготовки. Эта мера не всегда дает нужный результат, ведь по факту экспертизу проводит тот орган, который и разработал тот или иной документ. Иное дело проводимый нами антикоррупционный анализ, представляющий собой изучение всех без исключения проектов постановлений Губернатора и Правительства области, проектов законов с целью выявления в них коррупциогенных факторов, не выявленных либо выявленных, но не устраненных своевременно разработчиками, а также для выявления так называемых «зон коррупционного риска». Проводимый нами анализ - это анализ независимой структуры, взгляд «со стороны» с анализом возможных коррупционных последствий принятия нормативного акта. И результат анализа, как говорится, налицо.

Наши эксперты выявляют потенциальные коррупционные «дыры» почти в 13% проектов нормативных актов, и это уже после экспертизы, проведенной разработчиками! И за три года - ни одного протеста прокуратуры на нормативные акты, прошедшие нашу экспертизу. Другой важнейший инструмент - антикоррупционный мониторинг, проводимый в целях анализа эффективности выполнения государственными и муниципальными органами требований антикоррупционного законодательства. Ежеквартально наши специалисты объезжают все государственные и муниципальные органы и проверяют качество исполнения антикоррупционного законодательства более, чем по 300 критериям. С прошлого года мы организовали новую систему мониторинга, в результате чего будем измерять не только эффективность выполнения антикоррупционных требований, но и результат, к которому привела эта работа. Иначе говоря, будем измерять уровень коррупции в нашем регионе по методике, разработанной совместно с Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства. Такая методика позволяет учесть данные социологических исследований, данные правоохранительных органов, данные статистики.

Мы активно участвуем во внедрении элементов антикоррупционного образования в учебный процесс, для этого по нашему заказу был разработан специальный учебно-методический комплекс (УМК). В целях привлечения гражданского общества к проблеме профилактики коррупции уже во второй раз будем проводить грантовые конкурсы для некоммерческих организаций, участвующих в реализации антикоррупционной политики.

Отдельное направление нашей работы - активизация публикаций по проблеме коррупции в региональных средствах массовой информации. Количество публикаций по указанной теме в 2011 г. только в муниципальных печатных СМИ (по сравнению с 2009 г.) увеличилось в более чем 30 раз и составило почти 670 публикаций! Для нашей области это очень приличная цифра. Ежегодно нами проводится конкурс для журналистов и СМИ на лучшее освещение темы коррупции, в практику вошли и ряд других конкурсов: социальной антикоррупционной рекламы, общественных советов по профилактике коррупции и др. Мы активно используем свою «горячую антикоррупционную линию» для получения сообщений о фактах коррупции. Есть и другие инструменты.

- Коррупция, по мнению экспертов, стала глобальной проблемой. Не считаете ли Вы, что настало время создать всемирную организацию по противодействию коррупции, которая объединит усилия всех представителей различных стран в борьбе с этой угрозой?

Александр Павлов: Нет, не считаю. Коррупция - это отражение негативных сторон политики, экономики, морали, нравственности, культуры, образования, культивируемое в каждом конкретном государстве с учетом его традиций, особенностей национального состава, специфики территориального расположения, степени развития политической системы. Такое разнообразие факторов обуславливает виды и степень распространенности коррупции. Уникальна ее способность постоянно видоизменяться. Все вместе взятое делает, по моему мнению, невозможным выработку единой для всех государств стратегии противодействия ей и исключает возможность единовременного ее применения на территории всех государств-участников такой организации.

Считаю, что было бы целесообразным развивать единый всемирный консультативный орган, по образу сети Глобального договора ООН (10-й пункт «Противодействие коррупции» или в рамках организации государств - членов «ГРЕКО»). В положении об этом всемирном консультативном органе предусмотреть возможность заключения соглашений между организацией и государствами по взаимодействию в проведении антикоррупционной политики, создания единой системы и порядка мониторинга уровня коррупции, консолидации научных сил и практического опыта, ретрансляции его на участников организации и информационного сопровождения.

Было бы вполне логично создать такую организации сначала в России и - что очень важно, на мой взгляд, - без вхождения в ее состав правоохранительных органов с их функцией борьбы с коррупцией. Тем более, что на международном уровне они уже давно взаимодействуют с Интерполом. Мне кажется, что наиболее эффективной была бы организация в виде межрегионального объединения в форме НКО с единым руководящим центром на базе одной из ведущих российских организаций, действующих в сфере профилактики коррупции, и с теми функциями, которые я обозначил для всемирного консультативного органа. Такая форма организации подчеркнула бы независимость при проведении антикоррупционной политики и увеличила бы кредит доверия населения по отношению к другим формам организации, в том числе и политической.

- Александр Фёдорович, как Вы считаете, подписание Соглашения с МАКК придаст дополнительный импульс для развития Вашего сотрудничества с этой известной московской организацией в сфере противодействия коррупции?

Александр Павлов: Здесь есть только один и вполне однозначный ответ: Да! Безусловно, подписание Соглашения о сотрудничестве между Московским антикоррупционным комитетом (МАКК) и Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области представляет собой знаковое событие, которое выступит в роли своеобразного катализатора нашего сотрудничества. В частности, мы планируем регулярно освещать на страницах «Вестника Московского антикоррупционного комитета» специфику, а также результаты нашей антикоррупционной деятельности как независимого и единственного пока в России государственного органа в Ульяновской области, наделенного полномочиями в сфере организации профилактики коррупции на региональном уровне. В перспективе возможны совместные практические действия по целому ряду направлений противодействия коррупции, включая и те, которые мы успели обсудить на недавней встрече с председателем Московского антикоррупционного комитета Мансуром Равиловичем Юсуповым.

- Какие антикоррупционные инициативы (проекты) разработаны и внедряются в Ульяновской области в последнее время?

Александр Павлов: Нашей важнейшей недавней инициативой стала система неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Суть ее заключается в обязательном применении ответственности к лицам, виновным в неэффективном использовании бюджетных средств, а также муниципального и государственного имущества Ульяновской области. При этом, например, сообщение о факте предложения взятки будет поощряться, а невыполнение антикоррупционных требований либо неэффективное использование ресурсов будет наказываться в дисциплинарном порядке с обязательным объявлением на сайте органа власти, проявившего эту волю.

Другой инициативой стала уже упоминаемая система мониторинга уровня коррупции на основании обобщения комплексных данных разных органов. Аналогов этой методики в других субъектах РФ мы пока не нашли. Еще одной нашей инициативой стало наделение Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области правом внесения предостережения в адрес должностных лиц, не исполняющих требования антикоррупционного законодательства. Два таких предостережения - и можно готовить докладную записку с предложением применить к нерадивому чиновнику мер дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Еще одним нашим проектом стало масштабное внедрение элементов антикоррупционного воспитания в школах на уроках истории, экономики, права, обществознания. Представьте, что на уроке истории учитель рассказывает о Московской Руси и на примере системы «кормлений» показывает вред, который может нанести коррупция целой стране. Совместно со Счетной палатой Ульяновской области мы сумели создать комиссию по областным целевым программам, которая изучает все такие документы на предмет обоснованности запрашиваемых сумм. Необоснованные или завышенные суммы комиссия безоговорочно отклоняет. За год работы комиссия отклонила таких вот, с позволения сказать, «хотелок» более чем на 8 млрд. рублей.

- Спасибо за интересный разговор. Что бы Вы могли пожелать нашим читателям?

Александр Павлов: Не бояться противостоять коррупции. К сожалению, масса опросов показывает, что люди в большинстве своём пассивны и не готовы сообщать о фактах взяток и злоупотреблений, не говоря уже об активном противодействии. Мы в своей работе руководствуемся принципом «делай, что должен, и будь, что будет». Я убежден, что пока наши сограждане не осознают, что вред от коррупции гораздо больше, чем польза, ни один орган не сможет добиться впечатляющих успехов.


По информации сайта Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области.


Возврат к списку

Реестр лицензий: Ульяновская область


















Территориальная схема обращения с отходами   пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ 415-пїЅпїЅ