Основные итоги работы Госэкоконтроля Ульяновской области за 2009 год

Основные итоги работы Госэкоконтроля Ульяновской области за 2009 год

Основные итоги работы Госэкоконтроля Ульяновской области за 2009 год

Региональный государственный контроль в сфере охраны окружающей среды (региональный экологический контроль) осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 10.02.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Объектами контроля являются организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю (ориентировочно 220 хозяйствующих субъектов).

На территории Ульяновской области ФНС были зарегистрированы более 91,2 тыс. хозяйствующих субъектов (более 33 тыс. юридических лиц и более 57 тыс. индивидуальных предпринимателей), учтено 5132 природных объекта, подлежащих региональному экологическому контролю (1974 рек и ручьёв, 133 ООПТ, 1223 озера, 493 торфяных болота, 1200 родников, 109 месторождений ОПИ). Ростехнадзором на 01.01.2010 утверждены нормативы и выданы разрешения 10601 субъекту хозяйственной и иной деятельности, в том числе ПНООЛР и ЛРО – 6645 (в 2009 году – 690), ПНПДВ и разрешений на выброс – 1375 (в 2009 году – 654), разрешений на сбросы – 2581 (в 2009 году – 553).

Исходя из того, что федеральному государственному экологическому контролю подлежат всего 220 из них, можно говорить, что 96 тысяч объектов области подлежат региональному государственному экологическому контролю. Провести проверку соблюдения природоохранного законодательства в сфере охраны окружающей среды на всех объектах практически невозможно, при существующей численности инспекторов Комитета на это потребуется более 330 лет. Возможности инспекторского состава Комитета ограничены объёмом 250 – 300 проверок в год.

В 2009 г. Комитетом проведено 465 проверок и мероприятий по контролю, увеличение по сравнению с 2008 годом более чем в 2 раза; при этом распоряжений было выдано 325, из них 59 отменено по причине несогласования прокуратурой либо отсутствием субъекта проверки (ликвидация, банкротство), а также Комитетом отменены более 40 внеплановых проверок при вступлении в действие Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ.

Из общего количества соотношение плановых и внеплановых проверок составляет 1:4,5 (в 2008 году 1:4), что прогнозировалось и учитывалось при планировании контрольной деятельности. Такой итог является результатом проведения внеплановых проверок по проверке исполнения предписаний и документарных проверок по фактам невнесения платы за НВОС.

В 2009 году выявлено нарушений в области охраны окружающей среды – 601, на 85 больше по сравнению с 2008 г.

Больше всех выявленных нарушений 205 (35%) – это нарушения сроков внесения и невнесение платы за НВОС, (в 2008г. - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или опасными веществами).

На втором и третьем месте - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или опасными веществами (23%) и несоблюдение экологических требований при планировании, проектировании, размещении, строительстве, эксплуатации предприятий и иных объектов (17%). По сравнению с 2008 г. показатель выявленных нарушений в данных сферах увеличился на 19 %.

По сравнению с 2008г. меньше составлено протоколов - на 28,8%, направлено постановлений судебным приставам для принудительного взыскания штрафа - на 44%, но при этом больше лиц привлечено к административной ответственности - на 4,5%, рассмотрено постановлений из органов прокуратуры - на 15%.

Рассмотрено 362 дела об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 347 лиц (юридических, должностных, физических). Наложено штрафов, 2 460,0тыс. руб., всего, в том числе юридических лиц 1 024,0 должностных лиц 1 436,0 физических лиц 10,0 Взыскано штрафов, 1 656,5тыс.руб., всего, в том числе юридических лиц 690,0 должностных лиц 959,5 физических лиц 7,0.

Доля взысканных штрафов составила 67,3% (в 2008 году – около 70%), это является результатом освобождения судами от штрафных санкций некоторых юридических лиц с формулировкой незначительности правонарушения либо отсутствием порядка ведения мониторинга состояния окружающей среды (в основном, касается статей 8.2 и 8.41 КоАП РФ, по которым минимальный размер штрафов составляет 100тыс. руб. и 50тыс. рублей соответственно).

По всем выданным предписаниям ведётся учёт их выполнения, с этой целью запрашивается информация о ходе выполнения выданных предписаний, в случае необоснованной задержки или игнорирования проводятся внеплановые проверки таких предприятий, индивидуальных предпринимателей.

Все постановления о наложении штрафов, не внесённых нарушителями в установленный срок направляются в Службу судебных приставов. В конечном счёте, все наложенные Комитетом и не отменённые судами штрафы будут взысканы.

За 2009г. Госэкоконтролем Ульяновской области направлено 897 требований о внесении платы за НВОС. Комитетом ежемесячно проводятся заседания рабочей группы, на которые приглашаются представители предприятий и организаций, имеющих наибольшую задолженность по плате.

За 2009 г. в Комитет рассмотрено 256 обращений граждан, из них письменных 129, устных 127, в том числе касаются вопросов:
- обращения с отходами - 94 (53 письменных и 41 устное),
- загрязнения атмосферного воздуха – 68 (23 письменных и 45 устных),
- порчи зелёных насаждений - 33 (11 письменных и 22 устных),
- загрязнения водных объектов – 20 (11 письменных и 9 устных),
- нарушения закона «о недрах», загрязнения земель, – 31 (20 письменных и 11 устных)
- оборота лома металлов - 8 (6 письменных и 2 устных),
- прочие (незаконное строительство, радиационного облучения) – 2.

В 2009г. ввиду важности информации о нарушениях в сфере природопользования приняты к рассмотрению 5 анонимных обращений.

Подавляющая часть обращений граждан касается вопросов, решение которых возможно на муниципальном уровне, что говорит о недостаточном качестве работы органов местного самоуправления в сфере благоустройства и организации сбора и вывоза отходов.

По обращениям граждан проведено 177 проверок с выездом на место, в том числе на предприятия и организации - 31 (ООО «Ника-Авто», ООО «КиК», ГСК «Феникс», ГСК «Станки», ОАО «ЖБИ-1», УК «Засвияжье – 2», ЗАО «Вторсплав», ОАО МК «Ульяновский», ООО МСЗ «Сурский», магазин «Пятёрочка» в пгт Новоспасское, ТУ «ТЭЦ-2», ООО «Циркон», ИП Ракитин (строительство АЗС), ИП Романов А.В. и др.). По 1 проведена внеплановая проверка (ООО «Евроизол»).

В 2009 году принято участие в 57 судебных заседаниях в качестве третьих лиц, истцов и ответчиков.

Судами Ульяновской области вынесено 10 решений по искам прокуроров, с участием Комитета в качестве 3-го лица, об обязании организовать надлежащий сбор и вывоз отходов и ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления по 10 делам.

Комитетом по факту гибели 2-х орлов - могильников, вида, занесённого в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Ульяновской области, на ВЛ-10 кВ магистрального газопровода I-II Челябинск-Петровск, III Уренгой-Новопсков, возбуждено дело об административном правонарушении в соответствии со ст. 8.1 и ст. 8.35 КоАП РФ. Ленинским районным судом г.Ульяновска ООО «Газпром трансгаз Самара» привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 350 000 рублей.

Основные проблемные моменты при осуществлении:

контрольной деятельности Комитета в сфере охраны окружающей среды:
1. Остро стоит вопрос определения и утверждения МПР России перечня конкретных объектов федерального экологического контроля на территории области в связи с принятием постановления Правительства РФ от 31.03.2009 №285 «Об утверждении Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»;
2. Остался нерешенным вопрос осуществления регионального экологического на объектах капитального строительства, подлежащих государственному строительному надзору. Результатом этого явилось практически полное отсутствие контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства на этих объектах, и как следствие, недополучение бюджетами всех уровней средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду, в частности от размещения строительных отходов и сброса вредных веществ с поверхностным стоком.
3. Отсутствие порядка осуществления радиационного контроля на территории Ульяновской области;
4. Несоответствие количества инспекторского состава Комитета количеству подконтрольных объектов;
5. Недостаточная квалификации инспекторского состава Комитета по следующим видам государственного контроля: геологическому, в области охраны объектов животного мира;

ведения регионального кадастра отходов и установления нормативов качества окружающей среды
1. Отсутствует до настоящего времени порядок ведения Государственного реестра объектов размещения отходов, являющийся составной частью Кадастра отходов, уполномоченным Правительством РФ федеральным органом не определён, а полномочия по ведению ГРОРО субъектам РФ не переданы, осталась проблема формирования ГРОРО, как составной части регионального кадастра отходов Ульяновской области. Государственный Реестр объектов размещения отходов производства и потребления 2003 года не соответствует реальной ситуации.
2. Отсутствие в муниципальных образованиях поселений и городских округов области системы сбора и накопления бытовых ртутьсодержащих отходов (люминесцентные лампы, термометры и т.д.);
3. Отсутствие четкого порядка реализации права собственности на отходы в цепочке от производства до конечного объекта размещения;
4. Наличие большого количества несанкционированных свалок отходов, в основном бытовых, в населённых пунктах области;
5. Из нормативов качества окружающей среды в настоящее время имеются нормативы предельно допустимых концентраций (далее – ПДК) химических веществ в воде водоёмов, атмосферном воздухе, почвах и уровня радиационного фона. Других нормативов на федеральном уровне не разработано, поэтому невозможна их разработка и установление на региональном уровне, хотя их установление представляется мерой необходимой, особенно физических (уровней шумового, теплового воздействия и электромагнитного излучения, ПДК микроорганизмов на территории поселений, в водных объектах, а также в пределах ООПТ).


Показатели работы

2008 г.

2009 г.

Проведено проверок

203

465

Плановые проверки

101

87

Внеплановые проверки, из них:

102

378

проверки по обращениям (жалобам) граждан

18

177

Проведено проверок с выездом на место (составлены акты и направлены для принятия мер)

69

106

Начаты проверки (выданы распоряжения)

18

1

Выявлено нарушений в области природопользования и охраны окружающей среды

526

601

Несоблюдение экологических требований при планировании, проектировании, размещении, строительстве, эксплуатации предприятий и иных объектов

75

102

17%

Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления

173

139

23%

Нарушение законодательства об экологической экспертизе

-

-

Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

75

77

13%

Нарушение правил охраны и использования водных объектов

20

19

3%

Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных

4

1

0%

Несоблюдение лицензионных требований и условий недропользования

10

6

1%

Нарушение режима ООПТ

3

12

2%

Нарушение правил благоустройства поселений

21

3%

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

139

205

35%

Другие нарушения

27

20

3%

Принятые меры:

Составлено протоколов

174

123

Вынесено постановлений

360

358

Выдано предписаний

187

116

Направлено представлений

18

2

Выполнено ранее выданных предписаний

50

20

Рассмотрено постановлений, направленных из органов прокуратуры

223

257

Направлено постановлений судебным приставам для принудительного взыскания штрафа

90

50

Вынесено определений о рассрочке исполнения постановления

3

2

Вынесено определений о возврате постановлений в органы прокуратуры

3

5

Рассмотрено дел об административных правонарушениях, в том числе

352

362

юридических лиц

58

23

должностных лиц

283

322

физических лиц

11

17

Прекращено производств по делам

18

15

Привлечено к административной ответственности лиц, в т.ч.

332

347

юридических

48

23

должностных

274

313

физических

10

11

Наложено штрафов, тыс. руб., всего, в том числе

1 893,5

2 460,0

юридических лиц

1 031,0

1 024,0

должностных лиц

853,0

1 436,0

физических лиц

9,5

10,0

Взыскано штрафов, тыс.руб., всего, в том числе

1 335,3

1 656,5

юридических лиц

549,2

690,0

должностных лиц

769,1

959,5

физических лиц

17,00

7,0

Направлено требований, в том числе:

1047

о предоставлении сведений

1

о соблюдении водного законодательства

-

5

о соблюдении законодательства в сфере обращения с отходами и внесения платы за НВОС

126

144

о внесении платы за НВОС

427

897

Поступила плата по требованиям за НВОС, тыс.руб.

4 914,26

Доначислена плата по результатам контрольной деятельности на общую сумму, тыс.руб.,

1 221,5

17 046,8

из них предъявлено требований на сумму, тыс.руб.

1 221,5

323,84

оплачено, тыс.руб.,

389,4

323,84

Направлено уведомлений о погашении задолженности по платежам

203

46

на общую сумму, тыс.руб.,

4 139,1

4 451,03

из них оплачено, тыс.руб.

3 793,8

1 649,14

Передано дел в правоохранительные органы

3

8

Передано дел в судебные органы (мировой суд и др.)

19

14

Обжаловано постановлений Комитета в суде

22

26


Диаграмма выявленных нарушений


Возврат к списку

Реестр лицензий: Ульяновская область


















Территориальная схема обращения с отходами   пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ 415-пїЅпїЅ